?

Log in

No account? Create an account
Лаборатория мысленного эксперимента
When Life Was A Miracle As If Zidane Played For Liverpool
Раззамочил единственную за последнее время подзамочную запись - о о… 
7-апр-2008 12:49 pm
марк второй
Раззамочил единственную за последнее время подзамочную запись - о о долбанутом клиенте, заказавшем поэтический сайт для своей жены (кстати, что характерно, сайт - в чёрных тонах). Раззамочил, естесственно, потому что сумел отделаться - причём, мне даже выплатили 100% заработанного. Но трёхмесячная борьба за психическое здоровье меня подломила, и я крепко простудился.

Теперь, соответственно, работать не в состоянии, да и этот пост в ЖЖ пишу с некоторым трудом. Провожу время в чтении книг (почему-то книги читать легче) и в размышлениях о недописанных текстах. Решил, что уже практически дописанную повесть о Сибири (8,5 авторских листов) лучше будет преобразовать в роман (следовательно - дописать 1,5 а.л.). Материал идёт легко, думаю всё должно получиться. Но придуманное ранее название ("Рушащиеся магистрали") придётся менять - не только из-за труднопроизносимости, но и потому что идея стала шире. В общем, придумал я название для романа. Короткое и, по-моему, достаточно удачное для того, чтобы стать брэндом - как "Звёздные войны" :-))

Кстати, вопрос к залу. В азиатской части России чрезвычайно распространён обычай повязывать на ветки деревьев нитки и лоскуты ткани (по сути, фенечки). Какие объяснения этому обычаю Вам доводилось слышать? (лично я знаю две совершенно не связанные друг с другом версии)



"Бурятско-монгольская" версия

Путешественник Антон Кротов рассказывал мне, что этот обычай придумали буддисты-буряты, задабривающие духов леса и гор, а потом переняли живущие по соседству русские. Эту версию уточняет dozhdeva: "В Районе озера Байкал это называют бурханить (это только одно значение слова). Нужно завязать ленточку или кинуть монетку духам, чтобы дорога была легкой и удачной". Версия правдоподобная, но грешит существенным недочётом: обычай распространён на огромной территории, превышающей распространение в России буддизма. К тому же, мне кажется спорной идея принадлежности обычая к буддизму - скорее, к шаманизму (впрочем, возможно, Антон не очень себе представляет разницу между этими двумя религиями). Если буддизм тут ни при чём, тогда эта версия объясняет многое.

Таким образом, версия сама собой распалась на четыре - монгольскую, бурятскую, буддистскую и шаманскую.

"буддисткая версия" этого толкования удачно формулирована ignik: "Оставляя кусочек себя или своего труда оставляешь память о себе. Это буддисткий способ молиться".

grimzone: "В Бурятии такие места называются БорисАнами. На деревьях вешают всякие тряпки-ленточки - это или молитвы, или просьбы или и то и другое. Можно купить такую молитву в монастыре, будистском, естественно. Есть борисаны без деревьев, туда бросают монетки, оставляют вещи. Если просьба очень большая, то оставляют даже бумажные деньги. Правда, это всё информация десяти-пятнадцатилетней давности. Говорят, что в последнее время размер и количество таких молитв резко сокращается"

"бурятская версия" (etelinda): "У бурятов в дополнение к повешенным веревочкам на дереве еще принято оставлять - полотенца, одежду, посуду, фотоаппараты (пленочные :( ), рассыпанные у подножия деньги. Но это в основном у деревьев рядом с целебными источниками - как благодарность за восстановленное здоровье, удачную дорогу".

"монгольская версия" (_lord_): "Это идет от монголов, с ними распространилось по Азии и восточной части Европы. В монгольских верованиях считалось, что когда ленточка ткани с написаной на ней молитвой колышится ветром на дереве, молитвы посылаются на небо даже если человек занят другим делом. Вообще ленточки с молитвами вешали на специальные столбы для коновязи, которые ставили с рождением человека, но в дали от дома (а монголы проводили вдали от дома много времени) использовались деревья. Впоследствии у соприкасавшихся с монголами народов, по мере уменьшения монгольского влияния, эта традиция видоизменялась. Так, в Азии ленточки уже без молитв, повязанные на дерево, стали подношениями (символическими жертвами) духам местности. Дерево, на которое следовало повязать ленточку, находилось в культовом месте, связанным с духом. В Сибири ряд народов поклонялся лесным божествам, среди которых был бог - покровитель деревьев, который жил, естествнно, в божественном дереве. Нужно было повязать на дерево ленточку и попровить о чем либо верховного бога. Предполагалось, что бог деревьев пойдет к верховному божеству и попросит его за помолившегося человека"

"шаманская версия" (pechkin): "На Алтае, у якутов и на Амуре (надо думать, еще много где) дерево - это лестница в верхний мир. По нему спускаются души детей, которым родиться; по нему шаман ходит на дело, и все такое. Подарок дереву - идея очень распространенная, думаю, труднее найти народ, который этого не делал (ну, кроме эскимосов, наверно)"

"Славянская" версия

Версия номер два сложилась сама собой после того, как мне пришло в голову, что этот обычай сродни наряду новогодней ёлки (языческий обряд). Поднял литературу. Оказалось, что в старообрядческих общинах Сибири был обычай наряжать именно описанным мной способом берёзки на Троицу. Ещё в обряде обязательно фигурировала девочка 14 лет, с которой эта берёзка ассоциировалась (в культурологии это называется обрядом женской инициации). Версия более правдоподобная, чем кротовская, но не объясняет, почему обычай практически отсутствует в Европе, откуда, по идее, он и должен был прийти в Сибирь.

Эту мысль подтверждает и _lord_: "У славян существовало поклонение воде и деревьям. С приходом на Русь христианства с этим язычеством велась длительная борьба (с переменным успехом), так, кланяться деревьям отучили, но молитвы стали читать под деревьями. Церкви пришлось специально запрещать читать молитвы под деревьями... ну и т.д. Поклонение местами выразилось в повязывании ленточек на деревья. Но у нас эта монгольская традиция практически не прижилась - в силу большого числа своих традиций почитания деревьев - украшение елки, к примеру, это языческий ритуал, идущий от поклонения деревьям. Ее украшали овощами и фруктами, свечами. Правда, осенью. Но следы поклонения воды и деревьям сохранились до сих пор - наиболее наглядно это видно в феномене святых источников. Как правило это источник со стоящим над ним деревом. На дереве могут быть повязаны ленточки, а в источник принято кидать монету. Это жертвоприношение духу источника за целебную силу источника."

Версии, основанные на современных суевериях

vokne: "Я знаю только один: чтобы вернуться". Тянет на отдельную версию. Бросание монеток в фонтан - одно из самых распространённых в СССР суеверий.

shiva_destroy: "Я знаю только так называемые "деревья счастья" - если привязываешь на его ветку феньку, загадывая при этом желание, то оно непременно сбудется". Версия близка к версии Антона Кротова. Но, с другой стороны, различных "объектов счастья" немало и в Европейской части России. И там не обязательно ничего повязывать.

Более подробно о том же guenterr: "Место действия - один достаточно крупный населенный пункт на границе Западной и Восточной Сибири :) Дорога из Красноярска в Дивногорск, смотровая площадка где установлена скульптура "Царь-рыбе", той самой пера Виктора Петровича Астафьева (До деревни Овсянка, где он жил, оттуда совсем недалеко). Очень много деревьев с повязанными ленточками. Объяснение: "Повяжем на счастье" - читайте: задобрим духов. Все таки у любой территории есть есть некоторая неосязаемая привязка к преобладающим в регионе божествам, какое там православие... На этой площадке останавливаются свадебные кортежи - вот они и повязывают эти самые ленточки, которые потом регулярно срезают потому что и официальные гости города там тоже останавливаются, а вид у всего этого не слишком эстетичный (вид с площадки просто нереальный - Енисей и его скалистый берег виден далеко, чайки). Кстати с запада России пришел один достаточно странный обычай - брачующиеся пары :) вешают на перила площадки замки (кстати это совсем недавно появилось), которые потом тоже срезают - вот они-то точно вид портят. Возвращаясь к ленточкам, подобные деревья встречатся в красноярском заповеднике "Столбы" и вообще у ключей и источников"

Самая сомнительная версия, высказанная также shiva_destroy: "а еще я слышала, что если с могилой какого-то человека есть дерево, то каждый пришедший навестить его, оставляет на этом дереве что-то "от себя" - платок, ленту и т.д. То есть, в знак памяти об усопшем". Трудно поверить, что каждое увешанное лоскутками дерево стоит возле могилы.

Аналогичные обряды в других культурах

etelinda: "На кавказе ленточки вешают перед опасной горной дорогой - задобрить духов. Еще к этому у местных есть традиция после навешивания веревочек, ниточек, платков, а еще выпить по рюмке водки у этого дерева, вылив одну на корни.

pechkin: "Кстати, в Иудейской пустыне возле монастырей стоят по горам такие большие белые гипсовые кресты. Что-то отмечают, а что - я забыл. Не раз видел, как к ним приезжают на своих белых субарах бедуины большими семьями и вешают или складывают к подножию лоскутки и бусы, особенно с синими камнями. По количеству разбросанных вокруг бусин можно предположить, что обычай не старый, лет 50; но и кресты сами тоже не старые, надо думать".

tamarasc: "У дулебов повязывают не на всякое дерево, а только на то, которое считают символом рода. При рождении ребенка, например - символизирует еще один листок (побег) на родовом древе. Узел с тремя свободными концами - знак обета кровной мести. Такой же вяжется на дереве того клана, представитель которого стал кровником. Обет после такого повязания считается наполовину исполненным. Дулебы - жители Волыни"

Некоторые люди видели ленточки на деревьях в Беларуси, различных сельских областях Украины, на Вологодчине.


Неужели этот обычай - результат вхождения в резонанс двух цивилизаций, не имеющих между собой никакого родства? То единственное общее, вокруг которого и было построено определённое взаимопонимание? Если так, то это просто поразительно :))
Comments 
(Удалённый комментарий)
7-апр-2008 09:18 am
Ага, точно, была такая версия, я уже подзабыл. Две известные мне истории не совпадают с ней.
7-апр-2008 09:30 am
В Районе озера Байкал это называют бурханить. (это только одно значение слова) Нужно завязать ленточку или кинуть монетку духам, чтобы дорога была легкой и удачной.
7-апр-2008 09:37 am
Ага, эту версию я слышал от путешественника Антона Кротова. Правда, он мне передал её в очень упрощённой форме. Спасибо за интересные подробности :) (кстати, теперь можно и в Яндексе порыться, раз установлен нужный термин)
7-апр-2008 09:53 am
я там жила 18 лет, если нужны будут какие-то подробности могу помочь, хотя бы попытаться могу.
7-апр-2008 10:10 am
Спасибо, это было бы интересно. После смерти Анатолия Кобенкова у меня не осталось постоянных собеседников-иркутян, а иногда что-нибудь хочется спросить :)
8-апр-2008 07:32 am - ?
А зачем духам ленточка??
7-апр-2008 10:19 am
На кавказе ленточки вешают перед опасной горной дорогой - задобрить духов. Еще к этому у местных есть традиция после навешивания веревочек, ниточек, платков, а еще выпить по рюмке водки у этого дерева, вылив одну на корни.

У бурятов в дополнение к повешенным веревочкам на дереве еще принято оставлять - полотенца, одежду, посуду, фотоаппараты (пленочные :( ), рассыпанные у подножия деньги. Но это в основном у деревьев рядом с целебными источниками - как благодарность за восстановленное здоровье, удачную дорогу.

7-апр-2008 10:22 am
Спасибо :) Про Кавказ - не знал.
7-апр-2008 07:06 pm
фотоаппараты (пленочные :( )**

А не страшно забирать подношения? :)
8-апр-2008 07:04 am
А смысл забирать пленочные фотоаппараты? :)
7-апр-2008 02:16 pm
Не только в азиатской части России. В Крыму например такое дерево тоже есть. Говорят, нужно загадать желание и "чтоб вернуться" тоже.
7-апр-2008 03:25 pm
неправда, я достаточно часто встречала в европейской части
7-апр-2008 06:16 pm
Да, по ходу выяснилось, что обычай процветает и в Украине с Беларусью. Я продолжаю собирать информацию :)
8-апр-2008 06:28 am
Вездес(с)ущие туристы разнесли.
7-апр-2008 03:37 pm
Какое-то турецкое влияние (типа загадай желание, как ленточка истлеет - исполнится), разнесённое по дурости нашими туристами по всем посещаемым местам и развивающееся по стадному принципу (недавно вот в Новом Иерусалиме уже видел). И вяжут-то зачастую синтетику или обрывки пакетов. В Крыму на могиле Волошина буквально в последние годы угробили таким образом дерево, посаженное его вдовой. Хорошо, кое-где власти подсуетились и ставят муляжи деревьев специально для этого. Убивать-убивать-убивать.
8-апр-2008 06:25 am
Нет, собственно, вязать из расчёта один раз в год одну ленточку на дерево - это нормально, по славянски.

Но турьё же вяжет же, вплотную, так что к деревьям приходит неиллюзорный толстый полярный лис.

Теми же туристами откуда-то, по-моему, с запада притащена традиция вешать замки на мосты - тоже без меры.
8-апр-2008 09:08 am
Да, говорят, замки из Нидерландов пришли.
Это уже полный привет.
7-апр-2008 08:51 pm
В Бурятии такие места называются БорисАнами. На деревьях вешают всякие тряпки-ленточки - это или молитвы, или просьбы или и то и другое. Можно купить такую молитву в монастыре, будистском, естественно. Есть борисаны без деревьев, туда бросают монетки, оставляют вещи. Если просьба очень большая, то оставляют даже бумажные деньги. Правда, это всё информация десяти-пятнадцатилетней давности. Говорят, что в последнее время размер и количество таких молитв резко сокращается.
8-апр-2008 09:10 am
Да, сейчас такое ощущение, что религиозная подоплёка в действии не просматривается. Ленточка на дереве превратилась в туристическую моду... Спасибо за информацию, я этого не знал.
9-апр-2008 06:43 pm
ничего не читал, серость.
одно только замечу - когда красивое дерево (а всегда этому вандализму подвергается самое красивое дерево) обвешено грязной рванью, это кроме отвращения у меня вызывает лишь ненависть.
Какими бы светлыми небыли их помыслы.
9-апр-2008 06:45 pm
У любого нормального человека это вызывает аналогичные эмоции.
21-май-2008 11:01 pm
этот обряд в совершенно осмысленном виде - поклонения священным деревьям - существует в ЕР у крещённых чувашей и уж тем более должен быть у двоеверов и язычников - марийцев.
не очень далеко от всех этих мест в древней русской столице мордовского края - Нижнем Новгороде прямо в кремле стоит берёзка вся обвязанная напрочь ленточками - вяжут их молодожёны на свадьбу, но параллели очевидны, кажется

с другой стороны, что вы подразумеваете под азиатской частью России? ничего подобного нет в Юго-Западной Сибири, на Восточном Урале, в Северо-Западной Сибири местные народы вяжут ленточки, но не на деревья, а на идолов

всё это похоже на нечто "общеязыческое" - где посильнее языческие корни - там и прорывается
22-май-2008 06:31 pm
Трудно сказать, что Вы имеете в виду под "Юго-Западной Сибири, на Восточном Урале" - встречал в Челябинской области, на Байкале и Алтае. И везде - лишь только в туристических местах. Так что, думаю, тут, скорее, обычное советское суеверие - на манер монетки в фонтан.

Мне не это интересно. Мне интересны истоки. Поэтому Ваша информация очень заинтересовала, спасибо!
19-дек-2015 03:05 pm - Ленты
1. Завязывание лент – след древнего культа почитания Неба (Тенгри). Считается, что он зародился на территории Центральной Азии не позднее V-III веков до нашей эры, т.е. в добуддийский и доисламский период. Также, считается, что этот культ основан на фундаменте еще более древних верований, но, я предлагаю начать с этой даты, чтобы не углубляться в риторическую бесконечность. К VI веку нашей эры, у культа почитания Неба наступает новый период – имперский и монотеистический. Поэтому, мы уже не можем говорить о нем, как о язычестве, т.е. в узком смысле – политеизме или многобожие. Носители языка называют этот культ «черная вера», по аналогии буддизм называется «желтая вера». В современной литературе существует неологизм «тенгрианство». Термин «шаманизм», на мой взгляд, слишком общее определение, т.к. включает в себя большое количество культов, отличающихся от почитания Неба. Но, как бы там ни было, вывод № 1: ленты – это след культа почитания Вечного Синего Неба.
2. География распространения лент кажется удивительно широкой, однако ничего удивительного в этом нет, когда мы говорим о народах Центральной Азии – т.е. говорим об очень большом конгломерате разных этнических групп. Но, мы начнем с VI века нашей эры. В этот период на политическую арену Азии выходит одно из мощнейших государств древности – Тюркский коганат (Кёктюрк – Небесные тюрки). На его расцвет в конце столетия приходится становление тенгрианства как имперской религии и максимальное расширение границ – Маньчжурия, Монголия, Алтай, Восточный и Западный Туркестан, Казахстан, Северный Кавказ, Крым. Естественно, дальше были и другие государства, которые меняли границы и увеличивали этнический состав. А теперь, отправимся в 1843 год, когда, собственно, А. Гумбольдт предложил выделить этот регион в западно-европейской науке, я говорю о Гумболдте, просто, чтобы было понятно, что иногда территориальные границы отличаются от культурных, и географические определения – это искусственные определения. Какой по этническому составу этот регион? Это восточно-тюркские народы, монгольские народы и тибетцы. И у всех у них, есть одна общая особенность – все эти народы были знакомы с почитанием Неба. А, сам культ вступал в взаимодействия с религиозными представлениями соседних народов - сибирским–шаманизмом, тибетским бон и позднее несторианством. Вывод № 2: в обширной географии нет ничего удивительного, это последствие политических процессов, происходивших на континенте столетиями.
3. Также нет ничего удивительного и в том, что разные по этническому составу люди завязывают ленты. И я хочу остановиться на этом несколько подробнее. Если с монголами и тибетцами все более или менее понятно, то с тюрками мы очень часто забываем, насколько многочисленна и разнообразная эта группа народов. Я предлагаю посмотреть статью на wiki, но для тех, кому не охота, скажу: татары – это тюрки; алтайцы – это тюрки; якуты – это тюрки; кумыки – это тюрки; чуваши – это тюрки; гагаузы – это турки, живущие в Бессарабии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ленточки можно увидеть на Украине, на Урале, на Байкале или на Алтае. Как и в Монголии, в Тибете или в Хакасии. Вывод № 3: просто стоит помнить о том насколько это большой регион.
4. По поводу ислама сделаю одно небольшое отступление. Например, в пустыне Такла-Макан можно встретить деревянные шесты с цветными лентами. Это дело называется «мазар» от арабского «место для посещений». Некоторые мазар очень старые, другие относительно новые, их «строят» ныне мусульмане уйгуры, а уйгуры – это тюрки. Вывод № 4: всегда нужно помнить о том, что с принятием новой веры, старая не исчезает полностью, она трансформируется, оставаясь частью культуры.
19-дек-2015 03:08 pm
5. Теперь вернемся в нашу «степь». Например, коренное население Сибири, до сих пор исповедует культ Неба, иногда это происходит отдельно, иногда параллельно с т.н. мировыми религиями. Т.е. это действительно важно для людей и не имеет никакого отношения к «современным суевериям». Именно поэтому, коренное население просит туристов не принимать в этом участие. Грубо говоря, если вас не останавливает тот факт, что это абсолютно не ваша вера, причины две. Во-первых, туристы вяжут все, что нашлось под рукой и даже оспаривают свою правоту. Но, грубо говоря, никому в голову не приходит притащить в православный храм новогоднюю свечку или кофейную из бьюти-шопа, под предлогом того, что это же свечка, а потом долго препираться. Т.е. это поведение находится где-то за гранью, банально, адекватности… поэтому продолжим о причине номер два.
6. Даже если вас научили правильно завязывать ленты в Бурятии, это совершенно не значит, что вы никого не потревожите, например, на Алтае. Со стопроцентной вероятностью, все будет наоборот. Почему? Потому, что в разных регионах Сибири, существует разный, хоть и фундаментально схожий, но разный регламент подношения лент. Отличаются и предпочтительный материал, и цвет, и способ завязывания узла. На определенном уровне различия будут даже у разных родов, но об этом позже. А мы помним, что людям это важно. Почему это происходит? Потому, что говоря о конфессиональной картине Сибири, мы должны иметь в виду три термина из религиоведения, в хронологическом порядке:
1. Шаманизм / культ Неба / черная вера
2. Буддизм / именно то его направление, которое называется северный буддизм или алмазная колесница / желтая вера
3. Бурханизм / белая вера
Приведу несколько грубых примеров:
1. Там, где люди исповедуют, т.н. черную веру, на священных местах будет доминировать синий цвет – образ Неба. Более того, в этой системе допускается использование черных и разноцветных лент, но у них есть свой адресат – Эрлик (владыка нижнего мира). И свои места. Например, в этой системе существует дифференциация деревьев, это связано с тем, что поверхность мира создавали два брата Ульгень и Эрлик (братья по одной из версий), поэтому есть деревья, созданные Ульгенем и деревья, созданные Эрликом. Например, в Хакасии, на празднование Нового Года, черные ленты используются, на них вяжут узелки, но эти ленты потом сжигают.
2. Там, где исторически распространился буддизм, в священных местах используются широкие отрезы ткани – хадаг/хадак. Вот это уже универсальное буддийское подношение. Немного истории: дело в том, что исторически буддизм оказался очень пластичной системой, по мере продвижения на новые территории он включал в себя культы местного населения. Поэтому с лентами и хадаками случился, в определенном смысле, синтез значений. Однако нужно помнить, что на территории дацана завязывать ни ленты, ни хадак не разрешается, если вам удалось это сделать – значит, за вами не углядели монахи. Например, рядом с Иволгинским дацаном есть роща, где можно, если душе угодно, развесить все это великолепие. Отдельно остановлюсь по поводу идеи развивающейся на ветру флагов и хадаков – это идея северного буддизма, которую особенно наглядно можно наблюдать в Тибете: существует мнение, что с помощью ветра и вращения благие пожелания разносятся на большую территорию, собственно, всем живым существам.
3. А вот на Алтае, где в начале XX века начала формироваться вера под названием бурханизм или берая вера, существует другая система. В местах, где люди исповедуют белую веру, доминируют белые ленты, не из шелка. Так же, в этих местах, не стоит вязать красных лент, т.к. это связано с семантикой красного цвета. Одним из постулатов новой веры был отказ от кровавых жертвоприношений. Так же не используются разноцветные и черные ленты.
4. Немного о материале, который устроит практически всех. Изначально, в качестве подношений использовались шкурки мелких зверей, за неимением шкурок разрешалось повязывать конский волос. Так как у тюрко-монгольских народов конь считается чистым животным и топовым в рейтинге жертвенных животных.
19-дек-2015 03:08 pm
Вывод № 6: на территории Сибири, лента это – материальное свидетельство сложных процессов, отражающих историю народов региона, со всеми прелестями религиозных, социальных и политических факторов. Это часть обряда и если вы не являетесь адептом/носителем культуры, то лучше просто не завязывать ленту или спросить, как это делать. Например, однажды мне повезло попасть на «праздник» «для местных» и я попросила бабушку рассказать, что именно происходит и как правильно вести себя, чтобы никому не испортить настроение. Бабушка с удовольствием все рассказала.
7. По поводу того, что это часто встречается на туристических местах. Дело в том, что туристическими магнитами становятся культурно значимые объекты, а почему они становятся таковыми, потому, что (простите за тавтологию) имеют значение для культуры местного населения. Так вот, вместе с Небом, местными народами почитаются «выдающиеся» природные объекты – реки, озера, горы, водопады, родники, перевалы и так далее. Т.е. если в какой-то функционирующий храм приходят туристы, это еще не значит, что вера, по которой построен этот храм – профанация. Это просто значит, что вы турист и пришли «в чужой монастырь».
Вывод №7: например, на Алтае, где до сих пор очень сильна традиция, существует система родов (сеоков) и в этой системе, помимо общих для региона, конкретного народа священных объектов, есть объекты, особенно почитаемые родом. Поэтому, когда вы идете по туристической тропе с гидом и считаете, что все вокруг народное, все вокруг мое, т.е. туристическое. Вы идете, возможно, по священной родовой горе, пьете из священного ручья, моете ноги в священном озере и завязываете разноцветные полоски из носового платка на священном дереве. Т.е. вы делаете все, что противоречит сложившимся моделям поведения.
8. У тюркских народов такие ленты называются чалама/алама/jалама. Ленты бурханистов называются кыйра.
9. У монгольских народов такие ленты называются зурам. В Бурятии, хоринцы называют зурам, окинцы – зурамhан, а баргузинцы – сэмэлгэ. Баргузинскими и курумканскими бурятами для обозначения ленточек или тканевых полосок – подношений на деревьях используется слово сэмэлгэ. Сэмэлгэ созвучно монгольскому сэмлэх, что значит распускать, вытаскивать нитки, расщипывать шерстинки. Кроме того, в эвенкийском языке есть словосамэлеки – веха, метка, дорожный знак, от которого, вероятнее всего, и происходит местное название культовых ленточек. Самэлеки – метки сакральных объектов, сигнализировали о необходимости ритуального поведения.



This page was loaded июн 24 2018, 7:59 pm GMT.